Версия для слабовидящих

Культура поведения в театре

Посещение театра - это маленький праздник души. Чтобы не омрачать его ни себе, ни другим зрителям, следует соблюдать некоторые правила. В основе их лежит уважение к публике, пришедшей посмотреть спектакль, и внимание к актёрам.

Чтобы у вас и у окружающих действительно создалось ощущение праздника, приходите в театр в нарядной одежде. Конечно, публика в наших зрелищных местах одета довольно демократично, и никто не осудит в глаза, если вы придёте в джинсах. Однако по правилам хорошего тона не рекомендуется при посещении театра надевать спортивную или рабочую одежду. Кстати, за рубежом в некоторых театрах - особенно в опере - мужчины обязаны появляться не иначе, как в смокингах, а дамы - исключительно в вечерних длинных туалетах. Нет нужды напоминать о том, что одежда, кроме всего прочего, должна быть аккуратной и опрятной. Обувь - вычищенной. То же самое относится и к причёске. Женщина в театре должна сидеть без головного убора.

Театр, как известно, начинается с вешалки. Если вы пришли вдвоём, мужчина должен помочь женщине сдать верхнюю одежду в гардероб. На спектакль следует прийти заблаговременно. Пятнадцати - двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы раздеться, приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей, и сесть на своё место.

Проходя между рядами, всегда идите спиной к сцене. Чтобы занять места, указанные в билете, вам часто приходится беспокоить уже сидящих людей. Повернитесь к ним лицом, а к сцене спиной и старайтесь пройти так, чтобы не принуждать более дисциплинированных зрителей вставать. Если же из-за узкого прохода сделать это практически невозможно, извинитесь за причинённое беспокойство. Первым между рядами проходит мужчина, за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам. Если входят две пары знакомых, один мужчина идёт впереди, а за женщинами следует другой. Таким образом, дамы садятся посередине, а джентльмены по краям.

Старайтесь не опаздывать на спектакль, в противном же случае вас имеют право не впустить в зал до антракта. Если вам всё же позволили войти, как можно тише пройдите и сядьте на первое же свободное место. В антракте вы сможете занять то, которое указано в билете.

Пожалуй, самое главное правило, неукоснительно соблюдаемое воспитанным человеком в театре, - поддержание глубокой тишины. Если вы простужены, лучше пропустите зрелище. Ведь ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. Не говоря уже о мобильных телефонах, которые обязательно нужно выключить до начала представления. Недопустимо, чтобы их звонки раздавались в тишине зала. И уж тем более недопустимо разговаривать по телефону во время спектакля. Этим вы лишь демонстрируете свою крайнюю невоспитанность. В высшей степени невежливо также обращаться во время спектакля с вопросами к соседям, обмениваться репликами со своими спутниками, комментировать происходящее на сцене, ёрзать в кресле, шелестеть программкой, шуршать шоколадными и конфетными обёртками, есть мороженое, пить прохладительные напитки. Вообще приносить из буфета в зал какую-либо еду или бутылки с водой и пивом - это верх неприличия. Совершенно непозволительно оставлять после себя в кресле мусор либо бросать его на ковёр под кресло. И отдельно несколько слов о жевательной резинке: непрерывно двигающий челюстями человек выглядит довольно неприятно. А в обстановке театрального зала или фойе, среди нарядной публики - и вовсе смешно. Но уж если непрерывное жевание вошло у вас в дурную привычку, не оставляйте, по крайней мере, пережёванную резинку где попало. Имейте в виду, что из-за вашего неаккуратного с ней обращения кресла, ковры и стены могут быть безнадёжно испорчены.

Своими впечатлениями лучше делиться в антракте. Может случиться, что представление придётся вам не по душе. Постарайтесь сдержать свои чувства, спокойно дождитесь ближайшего антракта и покиньте театр.

Если же крайне необходимо выйти из зала прямо во время спектакля, постарайтесь при этом причинить остальным зрителям как можно меньше беспокойства.

Окончен спектакль. Маленький праздник состоялся, вы находитесь под впечатлением от увиденного. Не торопитесь в гардероб, не дождавшись ухода артистов со сцены. Неприятно наблюдать, даже со стороны, как после окончания представления артисты со сцены кланяются спинам зрителей, поспешно покидающих зал. А топот бегущих ног заглушает шум аплодисментов.

Если вы хотите преподнести цветы особенно понравившемуся вам актёру, не поднимайтесь на сцену. Имейте в виду, что своим появлением там вы нарушаете все театральные табу. Сцена в театре - святое место, куда не имеют право ступать посторонние. Если же вы к тому же не переобулись в вечерние туфли, то вся уличная грязь и пыль с подошв осядет на дорогом, требующем особого ухода покрытии. И ещё одна подробность, о которой подчас даже не догадываются непосвящённые. Поклоны - это часть театрального действия, которое вы своим неуместным вторжением просто разрушаете. Актёрам же, разумеется, важно доиграть спектакль до конца, по этой причине они не сразу реагируют на ваше присутствие на сцене, и вы сами обрекаете себя на неловкое топтание на виду у всей публики. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстраиваются на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Тем самым вы продемонстрируете своё уважение к театральному этикету и исключите любую неловкость.

Если вы пришли на спектакль вдвоём с дамой, не оставляйте её, помогите взять из гардероба и надеть верхнюю одежду. Вначале мужчина сам быстро надевает пальто или плащ. Женщина в это время переобувается, если она взяла с собой вечерние туфли, или надевает головной убор. Затем джентльмен подаёт спутнице верхнюю одежду.

Хорошие спектакли долго хранятся в памяти. Пусть же впечатление от них не будет испорчено незнанием элементарных правил поведения.