История театра Версия для слабовидящих

Страницы истории Кинешемского драматического

театра имени А.Н.Островского

Создание Кинешемского драматического театра

имени А.Н.Островского и первые

десятилетия

его деятельности (1897 - 1917 годы)

История создания Кинешемского драматического театра имени А.Н.Островского имеет специфические особенности, отличающие его от других сценических коллективов России.

К концу XIX века город Кинешма превращается в развитой, крупный торгово-промышленный уездный центр Костромской губернии. В статистических сборниках конца XIX – начала XX веков Кинешемский уезд отмечается как один из богатейших уездов центральной России. Крупные фабрики с числом рабочих свыше тысячи человек, развивающийся речной порт, наличие железнодорожного сообщения с Москвой – всё это, помноженное на давние торгово-купеческие и ремесленные традиции, вызывает глубинные изменения в крае. Возрастает приток новых сил, в том числе представителей образованной молодой интеллигенции. В городе возникает общественно активный слой, объединивший как образованных представителей традиционного мелкопоместного дворянства (в лице местного земского чиновничества), так и молодое поколение новых специалистов (инженеров, врачей, юристов, учителей).

Немалую роль в формировании обновлённой культурной среды Кинешмы сыграл и тот факт, что на протяжении нескольких десятилетий (1860-е – 80-е гг.) в общественной жизни города принимал участие великий русский драматург А. Н. Островский, усадьба которого располагалось на земле Кинешемского уезда. В конце XIX – начале XX века ещё были живы предводитель дворянства П. Ф. Хомутов, купец 1-й гильдии А. И. Коновалов, помещик А.А.Куломзин и др., которые хорошо знали драматурга лично, часто встречались с ним в земском собрании и мировом суде (А. Н. Островский дважды избирался гласным земского уездного собрания и на протяжении 12 лет исполнял обязанности почётного мирового судьи). В общении с представителями новой интеллигенции города они нередко вспоминали о встречах с драматургом, которые происходили и в усадьбе драматурга Щелыково, и в усадьбах местного дворянства. Писатель С.В Максимов в своих воспоминаниях об А.Н.Островском отмечает: «…Когда открывается съезд мировых судей, он, в качестве почётного мирового судьи, каждый месяц ездит в город Кинешму, да и вообще её старается посещать: там у него есть, где остановиться и с кем поговорить».

Под влиянием всех вышеизложенных факторов в Кинешме к концу XIX века сложились предпосылки, способствующие рождению местного театра.

Осенью 1896 года группа представителей кинешемской общественности обратилась в городскую думу с ходатайством об образовании «Кинешемского музыкально-драматического кружка им. А. Н. Островского» и создании городского драматического театра также имени великого драматурга. Заявление подписали: уездный предводитель дворянства и председатель земской управы П.Ф. Хомутов, фабричные инспекторы А.К. Клепиков и Л.М. Лялин, гласный уездного земство В.А. Пазухин. камер-юнкер А.А. Куломзин, владелец химического завода В.А. Философов, инженеры Н.П. Петин, Д.М. Кирпичников, П.Н. Хлебников, нотариус Н.П. Городецкий, учитель В.П. Исаков, а также Я.С. Бардуков, С.Н. Беллерт, В.И. Зевакин, А.П. Ижевский. 

 

В заявлении была четко определена главная цель, ради которой создавался театр - « …содействовать устройству для народа разумных развлечений». В отчёте правления кружка за первый сезон основатели ещё раз подчеркивают эту мысль: «За последние годы широко распространилось убеждение, что одной школы недостаточно даже для надлежащего усвоения и сохранение простой грамотности, а тем менее для общего развития народной массы. Для этой цели настоятельно нужны вспомогательные средства, в числе которых одно из первых мест занимает театр».

Дума удовлетворила заявление инициативной группы о создании городского народного театра и возбуждении ходатайства о присвоении ему имени А.Н. Островского. Также в Постановлении думы было отмечено: «…под устройство такового театра уступить в бесплатное пользование учреждаемого музыкально-драматического кружка в г. Кинешме принадлежащее городу /…/ одноэтажное каменное, крытое деревом здание. Уполномочить учредителей кружка изыскать без всяких издержек и личных затрат со стороны города, необходимые для театра средства и уступаемое для него здание привести в состояние, соответствующее приложенным при заявлении учредителей плане и смете, при полном содержании его от кружка.»

Инициаторы создания театра получили неоценимую помощь и поддержку со стороны семьи драматурга, которые дали согласие на присвоение театру имени Островского. Вдова драматурга Мария Васильевна Островская и сын Сергей Александрович стали Почётными членами кружка, а Михаил Николаевич Островский (брат А.Н.) помогал решать финансовые вопросы.

Музыкально-драматический кружок выполнил все поставленные требования - в течение года на строительство театра было собрано 9956 руб., завершены первоочередные строительные работы. Следует отметить, что члены инициативной группы вели эту деятельность, ещё не обладая юридическим статусом. Только в сентябре 1897 года был получен утверждённый Министерством Внутренних Дел «Устав Кинешемского музыкально-драматического кружка имени А.Н. Островского», а документ о присвоении театру имени А.Н. Островского поступил лишь в декабре. Здание театра было ещё не полностью благоустроено, но члены кружка решили открыть первый театральный сезон.

26 декабря 1897 года (по ст. стилю) на новой сцене кинешемским зрителям был представлен спектакль по пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок» - с этой даты начался 1 – й театральный сезон Кинешемского театра. 

До конца сезона было показано ещё 4 пьесы Островского: « Счастливый день», «Светит, да не греет» ( обе написаны совместно с Н.Я. Соловьёвым), «Грех да беда на кого не живёт» и « Не всё коту масленица». Всего в течение короткого первого сезона было поставлено 16 спектаклей, которые посмотрело 6058 человек, спектакли устраивались один раз в неделю.

Члены правления музыкально-драматического кружка Н.П. Петин, А.К. Клепиков были хорошо знакомы с артистами Московского малого театра А. Южиным и Н. Падариным. Именно благодаря этим связям у Кинешемского театра с первого сезона сложились теплые взаимоотношения с труппой Малого театра, которые продолжаются и в наше время. Большим событием в культурной жизни Кинешмы явились гастроли группы артистов Московского Малого театра во главе с семьёй Садовских. 26 – 28 мая 1898 года на сцене Кинешемского театра Ольга Осиповна, Михаил Прововыч и Елизавета Михайловна Садовские вместе со своими товарищами показали ещё 3 пьесы Островского: «Лес», «Таланты и поклонники», «Волки и овцы».

В первый сезон постановка спектаклей осуществлялась силами артистов – любителей, на второй сезон были приглашены 4 профессиональных артиста: С.Ф. Пронский (он же режиссёр), И.А. Поль, М.Н. Люминарская, К.Н. Фёдоров. Активно участвовали в постановках любители: В.П. Исаков, О.М. Исакова, А.К. Клепиков, Ю.П. Клепикова, А.Г. Гаврилов, О.А. Петрова, М.Ф. Барнес и др.

В сезоне 1899 – 1900 г.г. в театре работали артисты А.П. Аграмов, В.В. Волжская, Э.Ф. Мерц, С.Ф. Пронский (режиссёр), К.Н. Фёдоров, А.И. Чагин, а также любители. В репертуаре: «Последняя жертва», «Поздняя любовь», «Свои люди - сочтёмся», «Трудовой хлеб», «Тяжёлые дни» А.Н. Островского, «Завтрак у предводителя» И.С. Тургенева, несколько современных пьес.

«С этого сезона театр начал устраивать выездные спектакли на фабриках вне Кинешмы. Один из них состоялся в Родниках, в помещении большой столовой, в которой была оборудована сцена с электрическим освещением (сам театр всё ещё освещался керосиновыми лампами). Впоследствии здесь игралось по 5-6 спектаклей в сезон, собирая на каждый по 1000 зрителей. Труппа выезжала со своими спектаклями также на фабрику Коновалова в с. Бонячки, на фабрику бр. Разорёновых в с. Вичуга. Один раз играли в с. Семёновское-Лапотное (40 верст от Кинешмы) в чисто сельском районе (спектакль шёл на сооружённой в школе сцене).

В сезоне 1901-1902 гг. распорядители кружка (по согласованию с Правлением) А.К. Клепиков и Н.П. Петин полностью сменили артистический состав. Были приглашены артисты Я.Н. Минский (он же режиссёр), Ю.Н. Дельбрюкс (комическая старуха), П.Д. Глебов (драматический любовник), А.П. Пеняев (простак), В.Г. Пеняева (2-е роли), М.И. Сергеева (инженю и комическая старуха),О.А. Юрьева (сильно драматические роли).

Руководство всей творческой и финансово-хозяйственной деятельности театра осуществлялось Правлением «Кинешемского музыкально - драматического кружка им. Островского». В обязанности Правления входило составление репертуара, годового отчёта, ведение финансового учёта и отчётности, заключение договоров с приглашёнными артистами, установление платы за места для посетителей. Члены правления определяли план работы, составляли сметы расходов. Следует отметить, что в Уставе кружка и организации его работы явно просматривалось влияние идей Островского об организации театрального дела в России, а также мыслей великого драматурга об общественном призвании театра как «школы жизни».

В 1905 году был создан Всероссийский союз сценических деятелей, который оказывал помощь в формировании актёрских товариществ для провинции. Ответственный за подбор труппы С. С. Головин в 1905 году впервые обратился в Союз и с его помощью был подобран состав труппы, в последующие шесть лет актёры в театр приглашались также через союз сценических деятелей.

На протяжении всех этих лет, сдавая театр в антрепризу артистическим товариществам, Правление кружка продолжало осуществлять свою репертуарную политику - произведения Островского, как правило, занимали в театральной афише около трети от всех спектаклей, большое внимание уделялось постановкам русской и зарубежной классики.

С сезона 1911 – 12 гг. Правление кружка стало заключать договоры с антрепренёрами, эта практика осуществлялась до 1918 года.

«На зиму 1911-12 г.г. антрепризу взяла М.К. Палей… Сезон открылся спектаклем «Бешеные деньги», 25-ю годовщину со дня смерти А.Н.Островского отметили постановкой «Грозы». Заслужило одобрение зрителей обращение к новой пьесе М. Горького «Васса Железнова». Однако в целом сезон был признан неудачным.

1912 – 13 г.г. антрепризу держал Н.В. Катровский (он же главный режиссёр и актёр). Сезон открылся «Грозой». В труппе: М.А.Атаманов, А.И. Высоцкая, Е.М. Инсарова, Н.И. Попов, Л.А. Руднева, Л.П. Баушев, П.Н. Невский, С.С. Мамонтов и др. В репертуаре много классики: «Не всё коту масленица», «Женитьба Бальзаминова», «В чужом пиру похмелье», «Не в свои сани не садись», «Пиковая дама» по А.С. Пушкину, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Проделки Скапена» Мольера, «Отелло» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Вильгельм Телль» Шиллера, «Царь Эдип» Софокла. Из пьес современных авторов: «Дети солнца» М. Горького, «Ганнеле» Гауптмана, «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу. Впервые в репертуаре была представлена оперетта «Прекрасная Елена» и «Орфей в аду» Оффенбаха, «Зелёный остров» Леккока, «Весёлая вдова» Легара.

В сезон 1913 – 14 гг. театр решил снять актёр и драматург Л.П. Баушев совместно с компаньоном Б.В. Радовым. Сезон начали пьесой «Светит, да не греет» А.Н.Островского (соавтор Н.Я. Соловьёв), далее последовали «Лес», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Доходное место», «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». Кроме восьми пьес Островского были поставлены: «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «Иванов» А.П. Чехова, а также инсценировки романов «Преступление и наказание» и «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Воскресенье», («Катюша Маслова»). «Война и мир» и «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева, «Обрыв» И.А. Гончарова и «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Из зарубежной классики ставились драматические произведения В. Шекспира, Мольера, Ф. Шиллера, Ф. Ростана. Присутствовали в репертуаре и пьесы современных авторов М. Горького, Л. Андреева, С. Найденова, Б. Шоу, Г. Гауптмана. Театр продолжал традиции его основателей.

 

Заслужив одобрение кинешемских зрителей, Баушев и Радов получили приглашение и на следующий сезон, в котором они продолжали в основном следовать репертуарной политике предыдущего сезона. Поставлены были пьесы «Нищие духом» и «Злоба дня» драматурга Н.А. Потехина (уроженца Кинешмы)

Антрепренёр и актёр Леонид Павлович Баушев выступил также в качестве драматурга, поставил свои одноактные шутки « Наши кинешемские трезвенники», «Под отдалённый шум боя».

Антрепренёры последующих двух сезонов с 1915 по 1917 год - А.Я. Барыкин, и А.П. Вяхирев при формировании репертуара также много места отводили драматургии русских и зарубежных классиков.

Несмотря на разные подходы к формированию труппы (индивидуальные приглашения, организация артистических товариществ, а с 1911 года - антреприза), правление кружка всегда оставляло за собой право на осуществление репертуарной политики.

Совершенно особое место в репертуаре Кинешемского театра на протяжении всех лет занимают постановки по пьесам А. Н. Островского. В конце 90-х годов девятнадцатого века на столичных сценах начался период увлечения «новизной», «голосами и злобами текущего дня», вследствие чего рецензенты и новые режиссёры буквально отвергали наследие Островского. Однако кинешемцы существовали в особом микромире – в городе, где творчество великого драматурга, его имя воспринимались по-особому. Здесь были ещё живы люди, которые общались с ним, среди жителей уезда ходили легенды о местных прототипах образов в пьесах Островского. Для кинешемского зрителя он оставался «земляком», современником. Организаторы кружка разделяли мысль драматурга о назначении театра как «училища масс», их главная цель – театр для воспитания и просвещения.

В первое десятилетие деятельности театра они стремились познакомить зрителей с творчеством Островского во всём его многообразии. Наряду с популярными, часто идущими на всех сценах пьесами («Бедность не порок» -3, «Без вины виноватые» - 8, «Гроза» - 7, «Бесприданница» - 6, «Лес» - 4 постановки) в репертуаре кинешемского театра пьесы социального характера («Доходное место» - 4, «Тяжёлые дни», «Бешеные деньги»), исторические («Василиса Мелентьева», «Воевода», «Дмитрий Самозванец»), весенняя сказка «Снегурочка».

Всего за 20 лет на сцене Кинешемского театра было дано 106 спектаклей по 33 пьесам великого драматурга (за ряд сезонов данные не полные).

В то же время следует отметить, что руководство кружка подходило к отбору репертуара с учётом контекста эпохи и зрительских предпочтений.

Немалое место занимали пьесы о семье, о разрушении традиционных внутрисемейных и любовных отношениях. Одна из самых знаменитых семейных драм – пьеса С. А. Найдёнова «Дети Ванюшина» - ставилась два сезона подряд (1915-16гг., 1916-17 гг.). Нравственный аспект привлекал зрителей в пьесах И. В. Шпажинского, в пьесах из «народной жизни» А. А. Потехина, Д. В. Аверкиева и др.

В подборе репертуара чётко прослеживается и стремление удовлетворить интерес образованной, интеллигентной части публики к современной русской и зарубежной драматургии. Необходимо отметить неоднократное обращение к творчеству М. Горького («На дне» ставилось трижды, «Враги» - дважды, «Дети Солнца», «Мещане», «Васса Железнова»), А. П. Чехова («Иванов» - дважды, «Дядя Ваня»), Л. Андреева («Дни нашей жизни» - трижды), Г. Гауптмана («Потонувший колокол» и «Ганнель»), Г. Ибсена («Бранд», «Доктор Штокман»), Б. Шоу («Цезарь и Клеопатра») и др.

В поддержание сложившейся традиции в репертуаре постоянно присутствуют целевые спектакли для детей. Например, в сезон 1916 - 1917 г.г. были поставлены спектакли «Золушка», «Свинопас», «Сказка о княжне Недоле», «Приключения королевича Ладо».

10 ноября 1917 года в Кинешме установилась советская власть, в истории театра началась новая страница.

Кинешемский театр в период

великого перелома (1918 - 1930 годы)

После революции ответственный представитель Кинешемского музыкально – драматического кружка Николай Петрович Петин передал все имущество и документы кружка отделу народного образования, в ведении которого театр находился до 1921 года, затем театр перешёл в распоряжение уездного политпросвета.

«За это время Кинешма претерпела также административное переподчинение, перейдя в июне 1918 года из Костромской во вновь образованную Иваново-Вознесенскую губернию. Это отнюдь не поколебало реалистических пристрастий театра: если в губернском центре господствовал Иваново-Вознесенский пролеткульт, то кинешемский театр и его зрители сохраняли верность Островскому, классике. Так, в сезоне 1920-21 гг., когда художественной частью заведовал А.И. Волохов, Городской Советский театр поставил «Воеводу, или Сон на Волге», «Лес», «Грозу», «Без вины виноватые», пьесы Мольера, Шиллера, но постановку двух ранних советских пьес - «Солнечные лучи» А. Поморского (из фабричной жизни) и «Белые тенёта» Н. Смирнова - на сцене театра осуществили самодеятельные артисты».

В эти годы уроженец д. Ильино (ныне городская территория района Лесозавода) Сергей Папов делал свои первые шаги на кинешемской сцене в качестве актёра вспомогательного состава театра. После Кинешмы работал в Ивановском театре Пролеткульта, а с 1940 года - в Воронежском Академическом театре им. А.В. Кольцова. С.И. Папов (1904 - 1970) создал целую галерею мужественных, героических образов в театре и кино. Миллионы зрителей знали его по кинофильму «Пржевальский» (заглавная роль). В 1958 году нашему земляку было присвоено звание Народного артиста СССР.

В первые советские годы художниками-декораторами Кинешемского театра работали Л.М. Чернов-Плёсский, получивший образование в Петербургской Императорской Академии художеств, и И.И. Голиков, впоследствии ставший одним из основателей артели мастеров палехской миниатюры.

В 1921-23г.г. на кинешемской сцене играла труппа драматических актёров под руководством художественного руководителя Я. А. Жданова, главный режиссёр К.И. Полянский. В труппе: Н.К. Белина, К.М. Ветрова, Е.Э. Вивьен, Е.В. Жданова, Е.Т. Жданова-Барская, Д.Н. Дубровский, М.Н. Инсаров, Д.К. Львов, Б.Н. Нечаев, С.И. Папов, Д.И. Поляков и др.

«Период НЭПа сказался на идеологической направленности репертуара: возродились постановки пьес о неуправляемых людских инстинктах и адюльтерных историях, из жизни царей и авантюристов, обитательниц и посетителях публичных домов. Они щекотали нервы нэпманов, процент которых в Кинешме был невелик, но давал кассовые сборы. Тем не менее, удалось поставить ряд классических произведений: «Василиса Мелентьева», «Дикарка» Островского и его соавторов, «Горе от ума» Грибоедова, «Анджело» Гюго, «Собака на сене» Лопе де Вега и др.»

 

1918-1929 годы вошли в историю страны как годы революционных преобразований, годы Гражданской войны, время выбора пути развития. Театр также переживал тяжёлые времена: здание требовало ремонта, работники театра часто вместо зарплаты получали паёк - небольшое количество ржаной муки и несколько селёдок. Театр не отапливался, нередко входной платой на спектакль была охапка дров. Руководство и состав труппы постоянно менялись. В 1926 году очередной сезон открылся только 20 февраля последней антрепризой нэповского периода под руководством Е.И. Буренева.

В 1926 - 28 годах театральное дело вела дирекция уездного отдела народного образования. «Однако оба сезона были признаны как в художественном, так и в материальном отношении неудачными. Горсовет решил закрыть театр на сезон 1928-1929 г.г. Центрпосредрабис, не желая терять театральную площадку в таком большом рабочем районе, как Кинешма, и желая во что бы то ни стало наладить работу театра, направил сюда ответственным руководителем режиссёра В.П.Иванова». Новый руководитель сумел изменить ситуацию: было подобрано слаженное ядро труппы: В.В. Гарденин, В.П. Иванов, В.М. Белевцев, Л.А. Матези, С.А. Горлова, А.Ф. Мазаев, способная молодёжь. Зритель потянулся в театр, для Кинешмы этих лет произошло «… небывалое дело: «Приговор» С. Левитиной прошёл 8 раз, «Человек с портфелем» А. Файко - 7, «Ремесло господина кюре» К. Войтеля, «Женитьба» Гоголя и «Свои люди - сочтёмся» по 5 раз, «Рельсы гудят» В. Киршона, «Волчья тропа» А. Афиногенова - 10 раз. Материальная сторона превзошла все сметные предположения».

Летом 1929 года кинешемские зрители в очередной раз принимали на сцене своего театра актёров Малого театра, которые показали спектакль «Огненный мост» по пьесе современного советского автора Б. Ромашова.

В сезоне 1929-30 гг. труппу пополнили такие известные в провинции и столице артисты, как Ю.И. Журавлёв и А.А. Диомидовский.

В 20-е годы была продолжена работа по выявлению талантливой молодежи и привлечению её в театральную студию. Именно так пришли в театр молодые актёры С. Папов и М. Инсаров.

Становление репертуарного театра советского образца (30-е гг.)

В начале 30-х годов творческая жизнь театра продолжалась как в русле положительных тенденций, которые ранее были привнесены руководителем В.И. Ивановым, так и под влиянием нравов провинциальной антрепризы нэповского периода 20-х годов. Со стороны партийных органов усиливались требования к формированию репертуара в духе советской идеологии, но среди старых творческих кадров сохранилось преувеличение чисто развлекательной функции театра. Необходимо отметить и влияние традиций, заложенных основателями Кинешемского театра. Все эти тенденции в истории театра этого периода можно проследить на политике формирования репертуара. Постепенно произведения современной советской драматургии стали составлять более половины репертуарной афиши. Прежде всего, следует отметить постановку двух пьес М.Горького - «Егор Булычёв и другие» (1933 г.), «Василий Достигаев и другие» (1934 г.) Основное внимание уделяется главным образом пьесам, показывающим жизнь страны после российской революции, далеко не равноценным по своим художественным достоинствам: «Ненависть» И. Новокшонова и П. Яльцева, «Крылья» и Горячие будни» Ю. Болотова, «Кто идёт?» и « Чужой ребёнок» В. Шкваркина, «Темп» и "Мой друг" Н. Погодина, «Жизнь меняется» Б.Кисина, «Красивая женщина» И. Стальского, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Аристократы» Ю. Погодина. Учитывая запросы кинешемского театрального зрителя, воспитанного на сложившихся в театре традициях, в театральную афишу включаются произведения русской и зарубежной классики, в первую очередь пьесы А.Н. Островского.

 

 

В погоне за финансовым благополучием, в сезон ставилось до 35 наименований, естественно, что высокий художественный уровень всех постановок не мог быть обеспечен. В качестве постановщиков часто выступали актеры, не имеющие профессиональных режиссёрских навыков.

В марте 1935 года кинешемская театральная общественность понесла глубокую утрату - скончался один из самых активных организаторов Кинешемского театра Николай Петрович Петин. На протяжении 20 лет он был постоянным членом Правления Музыкально - драматического кружка имени А.Н. Островского и занимался вопросами организации деятельности городского театра. В послереволюционный период он оставался патриотом театрального дела и оказывал бесценную консультативную помощь коллективу театра.

Яркий след в истории театра этого периода оставили режиссёры Н.А. Нерадов, Г.К. Невский и А.Е. Ларионов.

Геннадий Константинович Невский свою сценическую деятельность начал в 1881 году, работал во многих театрах России. В 1936 году отмечалось 50-летие его творческой деятельности, юбиляр получил 333 поздравительные телеграммы. Невский являлся пропагандистом серьёзной классической и современной драматургии. При нём были поставлены «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Бешеные деньги», «Доходное место», «Бесприданница», «Лес», «Волки и овцы» А.Н. Островского, «Дети солнца» и «Васса Железнова» М. Горького, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Привидения» Г. Ибсена.

Завершающий период становления репертуарного театра советского образца в Кинешме пришёлся на 1938-1940 годы.

Эти два сезона художественным руководителем и главным режиссёром театра работал А.Е. Ларионов - первый в Кинешемском театре режиссёр и актёр с почётным званием «Заслуженный артист РСФСР» (получил в 1922 г.). Он был направлен в Кинешму Комитетом по делам искусств Совнаркома для подъёма уровня творческой деятельности в театре.

Большое внимание Ларионов уделял формированию труппы и репертуара. Труппа стала стабилизироваться. Кинешемские зрители старшего поколения до последнего времени вспоминали имена артистов того периода: А.Д. Ларской, О.И. Констанской, В.А. Мирохановой, Н.В. Невронского, Терского, Т.С. Тагац, Я.А. Юфа, С.М. Орлова, В.Д. Маркова (отец Риммы Васильевны Марковой), Н.М. Миловидова, Аркадьева. Ларионов резко уменьшил количество постановок в театральном сезоне - с 30-35 до 13-15. В то же время он стремился продлить жизнь удачного спектакля в течение нескольких сезонов. Эти меры привели к заметному повышению художественного уровня театральных постановок.

Первыми в стране кинешемцы поставили пьесу «Таня» А. Арбузова, которая с успехом шла в течение двух сезонов на стационаре и гастрольных площадках. «В формировании репертуара Ларионов ориентировался на афишу столичных театров». Разнообразно был представлен классический репертуар: «Ревизор», «Василиса Мелентьева», «Поздняя любовь», «Два брата» Лермонтова, «Дон Кихот» М. Булгакова по Сервантесу, «На дне», «Трактирщица» Гольдони, «Лукреция Борджия» В. Гюго, «Царь Эдип» Софокла.

На всём протяжении 30-х годов шла активная подготовка молодых кадров для театра. В мае 1933 года состоялся выпуск драматической студии при театре, работавшей под руководством главного режиссёра Н.А. Нерадова. В конце десятилетия эта традиция была продолжена художественным руководителем, заслуженным артистом РСФСР А.Е. Ларионовым. В студии преподавался полный цикл профессиональных дисциплин. Труппа пополнялась молодыми перспективными актёрами окончившими студию (Ярославцев А., Пивоваров А., Зотова Н., Сурков Б., Щеглов А., Яковлев В. и др.) Однако, начавшаяся вскоре война помешала их творческим планам, многие не вернулись с фронта.

В этот период продолжались традиционные дружеские связи с коллективом Малого театра. Летом 1034 года большая группа артистов московского театра показала в Кинешме спектакли: «На бойком месте» А.Н. Островского, «Скутаревский» Л. Леонова, «Бойцы» Б. Ромашева. В числе гостей были В.Н. Пашенная, В.А. Обухова, Н.Н. Рыбников, В.Р. Ольховский.

За два сезона своей деятельности Ларионов создал в Кинешемском театре прекрасно сбалансированный творческий коллектив. В труппе работало 40 актёров (в их числе были опытные, профессиональные артисты и молодёжь), штат производственно-сценического состава (художественно-бутафорский цех, пошивочный цех, электроцех, работники сцены, парикмахерский цех, костюмеры) доходил до 44 человек, имелся небольшой музыкальный ансамбль.

Театр вёл большую работу в плане просвещения зрителей: устраивались обсуждения спектаклей, творческие встречи, выставки, часто с помощью театральной библиотеки (Москва) и ВТО (ныне СТД). Это было необходимо, так как ставились исторические пьесы мировой классики (« Царь Эдип» Софокла).

Театр в Кинешме за два года деятельности Ларионова превратился в подлинный культурный центр города, влияющий не только на формирование культурной среды города, но и воспитание сознания зрителей в духе советской идеологии.

Годы военного лихолетья (1941 - 1945)

Сезон 1940 -41 годов прошел без особого успеха, репертуар театра был составлен в основном из пьес современных авторов, при этом, весьма низкого качества.

Летние гастроли были организованы по Ивановской и Владимирской областям. Окончив выступление в г. Коврове труппа переехала в г. Юрьевец, где должна была продолжить гастроли. Однако днем 22 июня они узнали о нападении Германии.

Театр возвратился в Кинешму и сразу же включился в новый ритм жизни. Начиная с 23 июня, в приказах встречаются формулировки: «Уволен в связи с уходом в Красную Армию». Только до 1 сентября было мобилизовано 11 работников театра, в том числе и артисты. Некоторые из них имели «бронь», но уходили добровольцами. Так поступил, например, С.С. Рябов, артист, режиссер, отец двоих детей. Всего за годы войны в действующую армию было призвано 15 работников театра.

Через месяц после начала войны было принято постановление Ивановского облисполкома №4515, протокол 114 «О дальнейшей работе Кинешемского и Шуйского театров»: «Учитывая неукомплектованность Шуйского и Кинешемского городских театров квалифицированным составом и необходимость максимального сокращения расходов - объединить указанные театры в один театр».

Первый приказ по объединенному театру был подписан 15 августа и содержал сведения о комплектации труппы. Из Кинешемского театра в нее вошли хорошо известные и любимые кинешемцами Ларская А.Д., Констанская О.И., Аркадьев А., Невронский Н.В., Акинфеев В.П., Орлова Н.К. и ряд других актеров.

Таким образом, был создан Объединенный Шуйско - Кинешемский драматический театр. Он был ориентирован на использование базы и обслуживание зрителей двух городов. Планировалось часть сезона работать на Кинешемской сцене, часть в здании Шуйского театра. Директором театра стал И.Я. Кицис, главным режиссером – А.Э. Рошковский.

Новый театр начал деятельность в Кинешме 22 августа показом спектакля по пьесе К. Симонова «Парень из нашего города». На первом этапе в репертуаре были уже подготовленные ранее спектакли кинешемцев - «В степях Украины», «Мой сын», и шуйского театра - «Профессор Мамлок», «Свадьба Кречинского», но с новым распределением ролей. В октябре объединенная труппа представила две премьеры «Тот, кого искали» А. Раскина и М. Слободского и драму Шиллера «Разбойники». До ноября театр работал в Кинешме, давая наряду со спектаклями, концерты в фонд помощи фронту.

С 7 ноября по март 1942 года театр работал в Шуе, а по возвращении в Кинешму в марте были показаны новые спектакли «Волки и овцы» А.Н. Островского, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Любимая девушка» С. Данилина и Е. Раймонд, до конца сезона театр оставался в Кинешме. Лето 1942 года объединенная труппа обслуживала тружеников области, давала концерты для раненых в госпиталях.

Новый театральный сезон 1942-43 года объединенный театр работал на базе Шуйской сцены. Были поставлены спектакли по пьесам К. Симонова «Русские люди» и Л. Леонова «Нашествие». Оба спектакля посвящены теме Великой Отечественной войны и пользовались большим зрительским интересом. Поставлена была и классика - «Поздняя любовь», «Без вины виноватые» А.Н. Островского, «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Васса Железнова» М. Горького. Однако, 5 июля 1942 года в помещении Кинешемского театра произошёл пожар и показ спектаклей на его сцене стал невозможен. В первую половину сезона театр продолжал действовать как объединённый Шуйско-Кинешемский и выступал в Кинешме на клубных площадках. С мая 1943 года объединённый театр прекратил своё существование.

Пожар произошел 5 июля 1942 года, а 5 сентября уже была утверждена техническая смета по ремонту и восстановлению театра. Ремонт был осуществлен менее чем за 8 месяцев. Перед городом встала задача восстановления полноценного театра с профессиональной труппой.

Исполком городского совета при поддержке Областного комитета по делам искусства обратился в Совнарком и дирекцию Академического Малого театра.

15 сентября творческая труппа театра в Кинешме в основном была сформирована. В нее вошли 7 выпускников театрального училища имени М.С. Щепкина, 6 актеров Малого театра, в том числе главный режиссер Ф.А. Бочаров и директор В.С. Турбин, и 4 актера других Московских и подмосковных театров. Вернулись из Шуйского театра бывшие кинешемские артисты А.В. Лебедева и Г.А. Смирнов. Всего в труппе было 22 человека.

Таким образом, на сезон 1943 – 44 годов была создана новая труппа. Спектакли готовились в Москве. Работа шла сразу над постановкой нескольких спектаклей. «Женитьбу Белугина» ставил М.Н. Гладков, режиссер Малого театра, педагог Щепкинского училища. Постановщиком пьесы П. Кальдерона «Дама - невидимка» был художественный руководитель Малого театра И.Я. Судаков. Была включена в репертуар и современная пьеса на тему войны А. Арбузова и А. Гладкова «Бессмертный», режиссером которой выступил К.А. Зубов, режиссер Малого театра. Четвертый спектакль по пьесе «Бедность не порок» А.Н. Островского ставил главный режиссер Кинешемского театра Ф.А. Бочаров. Работа над ним была продолжена в Кинешме.

В Москве осуществлялись не только репетиции, но и шла работа по созданию декораций и костюмов. Хотя открытие сезона Кинешемского театра задерживалось, культурная жизнь в городе не замерла. Кинешемцы сенью 1943 года имели возможность увидеть на своей сцене гастрольные концерты известных артистов, а 6 ноября 1943 года был дан спектакль по пьесе А.Н. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» в исполнении артистов Малого театра.

Сезон открылся 15 января 1944 года спектаклем «Женитьба Белугина» (реж. М.Н. Гладков), затем последовали одна за другой премьеры других спектаклей. До конца сезона была поставлена пьеса «Чрезвычайный закон» братьев Тур и Л. Шейнина. Завершился сезон спектаклем «Стакан воды» по пьесе Э. Скриба, в котором приняли участие и артисты Малого театра Е.М. Гоголева, К.А. Зубов, А.А. Слижикова и М.М. Садовский.

Кинешма вновь обрела свой театр. На страницах газеты «Приволжская правда» печатаются обстоятельные рецензии на новые спектакли. «Каждая новая постановка театра принимаются зрителем тепло и восторженно. Молодой коллектив устанавливает с трудящимися Кинешмы хорошие, сердечные отношения. Зритель уже знает многих актеров и проникается большой любовью к очень хорошо показавшим себя И.А. Титляновой, К.С. Кулешовой, А.Б. Свенцицкому, А.Н. Ивашову, Ф.А. Бочарову и другим. Не вызывает никакого сомнения, что молодой коллектив будет пользоваться большой популярностью не только в Кинешме, но и в других районах и городах нашей области, где ему предстоит работать»,– пишет рецензент Яр. Михайлов.

В летний период были осуществлены постановки двух целевых спектаклей по пьесам А.Н. Островского «Шутники» для тружеников села и «Не все коту масленица» для обслуживания фронта. Последний спектакль был дан 59 раз перед воинами 3-го Прибалтийского фронта, его просмотрели 25 тысяч бойцов и офицеров. Выступали артисты и перед воинами в кинешемских госпиталях и воинских частях, расположенных в районах области. Всего было дано для них 11 спектаклей, 22 концерта.

Кроме того в летний и осенний период 1944 года выездная бригада со спектаклем «Шутники» обслуживала тружеников сельского хозяйства. Было дано 73 представления в 23-х сельсоветах района и области.

Сезон 1944-1945 г. театр открыл 6 ноября спектаклем по новой, только что написанной пьесе К. Симонова «Так и будет», пьесе, в которой царит предчувствие Победы. Затем последовали до конца 1944 года премьеры спектаклей «Модная лавка» И. Крылова «Светит, да не греет» и «Бесприданница» по пьесам А.Н. Островского, «Вечер водевилей».

Всего за 1944 год было поставлено 13 новых спектаклей, только на стационаре дано 124 представления, их посетили свыше 67 тысяч зрителей. Кроме того, было дано 22 выездных спектакля в рабочих клубах города, 34 на селе, 78 гастрольных спектаклей в Пучеже, Юрьевце, Иванове, Балахне. В общей сложности спектакли Кинешемского театра просмотрело более 120 тысяч зрителей.

В начале 1945 года труппа театра держала творческий отчет. «Комиссия в составе представителей областного комитета по делам искусства, Малого театра, обкома ВКП(б), облдрамтеатра и других просмотрела и обсудила спектакли «Бесприданница», «Светит да не греет», отметив что коллектив значительно вырос и приобретает собственное творческое лицо». До Дня Победы театр поставил комедии «Где-то в Москве» В. Масса и В. Червинского, «Я вам пишу» В. Типота, «Мисс Гоббс» Д. Джерома.

Закончив работу на стационаре в мае, коллектив выехал на гастроли в Родники, Иваново и Горьковскую область.

Продолжалось шефство Малого театра. Летом артисты М.И. Царёв, М.Ф. Ленин, И.А. Ликсо и другие показали на сцене отрывки из комедий «Горе от ума», «Бешеные деньги», читали рассказы А.П. Чехова.

Таким стал последний театральный сезон военного периода в Кинешемском драматическом театре.

Однако в августе 1945 года Распоряжением Управления по делам искусства при Совете Министров РСФСР основной состав Кинешемской труппы в августе 1945 года был переведён на работу в Хабаровский краевой театр. Кинешемский театр с 15 ноября 1945 года был ликвидирован. Для работы в Кинешме был направлен Мурманский драматический театр.

Годы перемен (1946 - 1969 гг.)

В 1946 году под руководством главного режиссёра Б.А. Райского произошло возрождение кинешемской труппы, который осуществлял художественное руководство театром по 1948 год включительно. В труппе: нар. арт. Каз. ССР А.А. Демидова, артисты А.В. Лебедева, И.Б. Николаевская, Е.А. Носкова, Н.К. Орлова, В.А. Эльская, З.Н. Эхилевич (участница Великой Отечественной войны, награждена боевой медалью), Г.П. Воронин, Н.Г. Куличенко. М.Д. Сапогин, К.Н. Яхонтов, А.П. Пивоваров и др.

Основу репертуара составляла современная драматургия: «Под каштанами Праги» и «Русский вопрос» К. Симонова, «Сказка о правде» М. Алигер, «В одном городе» А.Софронова. К 125-летию А.Н. Островского поставлены «Бешеные деньги» и «Волки и овцы».

В эти годы происходила частая смена главных режиссёров и состава труппы, что не способствовало развитию творчества. За 1946 -1970 годы сменилось более 15 режиссёров. Более заметный след оставили Ф. Касьянов, А. Влодов, Н. Зорин, О. Берхин.

В то же время этот период оставил ряд ярких актёрских имён. Среди них любимец зрителей М. Кондратьев, актриса высокой общей культуры Е.Давыдова, актёр, создававший образы с глубокой убедительностью и проникновенностью М. Сапогин. Запомнились работы артистов Г. Воронина, А. Ларской, А. Смелянской и др. В театре появилась талантливая творческая молодежь - Г. Щелкова, И. Кравчук, Н. Акулова (продолжает работать и в настоящее время).

Основу репертуара составляли пьесы современных авторов, довольно часто весьма невысокого качества. В 1963 году была поставлена пьеса из истории Кинешмы «Багровые зори», автором которой был актер театра В.З. Никишин (позднее стал членом Российского Союза писателей). Художественный уровень спектаклей часто не удовлетворял запросам публики, посещаемость театра стала падать.

Положение дел в театре несколько улучшилось с приходом новых руководителей - Пивоваров А.П. (директор), Петров В.В.(гл. режиссер), Виноградов Ю.Ф.(гл. художник). Однако в этот период городским театрам было резко снижено государственное финансирование, во многих небольших городах театры были ликвидированы, стоял вопрос о закрытии театра и в Кинешме. Директор театра А.П. Пивоваров нашёл поддержку у советского и партийного руководства города и сумел сохранить Кинешемский театр почти при полном отсутствии дотации. Театр, значительно сократив труппу, продолжал жить благодаря шефской поддержке предприятий города.

В конце 1960 –х годов после прихода главного режиссёра Б.А. Скоморовского наметились качественные изменения в творческой жизни театра: шёл поиск нового прочтения хорошо известных пьес Островского («Доходное место» 1968г., «Гроза», реж. Гусс, 1969г.), в репертуар включались как произведения серьёзной классики («Егор Булычев и другие» М. Горького, «Сирано де Бержерак» Ростана, «Эзоп» Г. Фигейредо), так и пьесы современных авторов, несущие на себе влияние «оттепели» шестидесятых («Варшавская мелодия» Л. Зорина). Однако ветер новых веяний в театре (например, таких как чтение стихов А. Галича в спектакле «Девятая симфония» по пьесе Ю. Принцева), пришёл в противоречие с идеологическими установками ГК КПСС и режиссёр был вынужден покинуть Кинешемский театр в переломный период его истории.

 

Новая страница в жизни театра (1970 – е годы)

70-е годы в истории театра стали периодом существенных изменений. Они связаны с 7-летней деятельностью на посту главного режиссёра Евгения Александровича Егорова (выпускника ГИТИС, курс проф. А.А. Гончарова), который воспринял и последовательно осуществлял традиции театра. Уже в первом своём сезоне он поставил «Таланты и поклонники», в 1970 открыл сезон «Пучиной», в 1971 г. театр поставил «Светит, да не греет» (реж. Ю.Я. Резниченко).

Все последующие сезоны начинались премьерными спектаклями по пьесам А.Н. Островского в режиссуре Е.А. Егорова «Невольницы», « Богатые невесты», «Старый друг лучше новых двух», « За чем пойдёшь, то и найдёшь», «Блажь». Постановки по пьесам Островского в прочтении молодого режиссёра были отмечены поисками новых жанровых решений, стремлением освободиться от сложившихся стереотипов прямолинейного обличения «темного царства».

Активно включались в афишу театра спектакли о Великой Отечественной войне («А зори здесь тихие» по повести Б. Васильева, «Солдатская вдова» Н. Анкилова), о современности. Почти все спектакли Е. Егорова созданы в содружестве с главным художником Ю.Ф. Виноградовым. В эти же годы в творческий процесс включился другой выпускник ГИТИС Ю.Я. Резниченко, ученик А.А. Завадского.

Режиссура молодых специалистов утверждала на кинешемской сцене новое творческое направление, она сказывалась на исполнительском стиле актёров, особенно молодых: Н. Григорьева, Л. Мощенская, Е. Годунов (Чудецкий), В. Варивончик, В. Сумина, А. Разладин, В. Снегирёв, В. Стеклов – ныне Народный артист РФ. В труппе насчитывалось 14 молодых актёров с театральным образованием. В театре стало традицией проведение смотра «Пока не сыгранная роль».

Яркими работами в этот период отмечено и творчество актёров старшего поколения: И.Кравчук, Н. Малов, М. Сапогин. В 1974 году Е.М. Хомовской, первой в Кинешемском театре, было присвоено почетное звание Заслуженной артистки РСФСР.

В 1976 г. Егорова на посту главного режиссёра сменила Т.Н. Глаголева, руководившая театром два сезона. При ней сохранялся тот же подход к творчеству. В театр пришли перспективные актеры - Л. Морозова, А. Александрова, Е. Гелиаскарова, В. Курашов и др.

Подводя итоги деятельности театра за этот период можно сделать вывод - театр вновь завоевал признание и любовь у кинешемских зрителей.

Переход на новую сцену (1978 - 1989 гг.)

Осенью 1978 года было окончено строительство нового здания театра (архитекторы Б. Левшин и Л. Байер), строительство которого длилось около 10 лет. Большую роль в его завершении сыграл депутат Верховного Совета от Кинешмы И.В. Капитонов.

Примечательно, что в сооружении театра принимали участие не только строители, но и работники почти всех предприятий города - заводов «Поликор» и «Автоагрегат», «Электроконтакт» и им. М.И. Калинина, Красноволжского комбината, фабрик № 1, №2 и «Красная Ветка», лесокомбината «Заветы Ильича». Работники всех предприятий, учреждений, общественных организаций провели более 200 субботников - выполняли монтаж оборудования, уборке помещений и прилегающей территории. Без преувеличения можно сказать, строительства здания театра стало для кинешемцев настоящей народной стройкой.

«27 октября 1978 года состоялось торжественное открытие театральной сцены в новом здании. В празднике участвовала делегация Московского Академического малого театра (Е.В. Самойлов, П.П. Садовский, О.М. Хорьков). Был заключён договор о творческом содружестве двух театров. Сезон 1978-79 гг. открылся спектаклем « Василиса Мелентьева» («Великий государь») по исторической пьесе А.Н. Островского и С. Гедеонова в постановке главного режиссёра В.А. Рябинова и главного художника Ю.Ф. Виноградова».

Главный режиссёр В.А. Рябинов осуществлял руководство театром в течение пяти лет. В это пятилетие в театр пришли артисты В. Долгова, О.Г. Лёдова, Л.В. Ненашева, В. Руденко, А.И. Рябинова, Б.И. Белевич, Г.А. Завалов, И.Д. Ковальчук, В.Б. Кокин, Е.А. Лёдов, заслуженные артисты РСФСР А.Г. Лаптева и Г.С. Шевченко.

Сезон открылся первой постановкой пьесы Н. Мирошниченко и Э. Боброва «Я завещаю вам…» о последних днях жизни А.Н. Островского (постановщик и исполнитель роли драматурга В.А. Рябинов). Три последующих сезона начинались премьерами пьес Островского: «Сердце не камень», «Лес» и «Таланты и поклонники».

Первыми в стране кинешемцы поставили пьесы «Присядем перед дорогой» Ю. Черняка и «Дочь льва» А. Антокольского. В качестве драматурга проявил себя актёр и режиссёр Г. Завалов, поставивший свою лирическую комедию «Необычный случай». В 1981 году театр показал пьесу ивановского драматурга Е. Тимошенко «Ольга Варенцова». Театр много работал для детей. Труппа выезжала на гастроли в Мичуринск и Северодвинск.

В феврале 1979 года вновь приезжали артисты Малого театра Е.В. Самойлов, Ю.М. Соломин, П.П. Островский.

 

Осенью 1983 года главным режиссёром был назначен Ю.Я. Резниченко, хорошо знакомый кинешемцам своими прежними спектаклями. Он работал три сезона, начиная каждый премьерой по Островскому «Свои люди - сочтемся» (реж. Г. Завалов), «Без вины виноватые» и «Доходное место», «Горячее сердце». Присутствовала в репертуаре и современная драматургия: «Валентина» А.Вампилова, «Тихая моя Росстань» Л.Яскевича.

Продолжается укрепление связей с Малым театром. На праздничном вечере, посвященном 85-летию театра, П.П. Садовский выступил с приветствием, а артисты Б.Ф. Горбатов, Э.Е. Марцевич и К.Е. Блохина выступили в отрывках из спектаклей «Свои люди - сочтёмся», «Сердце не камень». В 1983 году режиссёр Малого театра В. Иванов поставил на Кинешемской сцене спектакль «Дети Ванюшина» по пьесе С.Найдёнова, в котором вместе с кинешемскими актерами в шести представлениях играла актриса Малого театра Н. Корниенко.

В эти годы труппа пополнилась новыми актёрами, которые и сейчас активно и успешно работают на нашей сцене: К.И. Тенякова, Н.А. Машаткова, засл. артист Уз. ССР О.И. Рябцов, Д.Н. Чередниченко. В 1985 году состоялись гастроли труппы в Даугавпилсе.

В сезоне 1986–87 гг. театр работал без главного режиссёра. Директор театра В.А. Ошарин вновь пригласил режиссёра Малого театра В. Иванова для постановки комедии Островского «Красавец-мужчина».

С 1987 года на должность главного режиссёра был приглашён В.А. Баландин. Спектакли оформляли главный художник Ю.Ф. Виноградов, художники А.В. Скворцов и А.В. Родик. Свой первый сезон Баландин открыл постановкой драмы В. Губарева «Саркофаг» о Чернобыльской катастрофе. Все последующие сезоны открывались пьесами Островского: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1988 г.) «Правда - хорошо, а счастье лучше (1988г., постановка народного артиста РФ Г.М. Печникова).

 

Театр в годы реформ (с 1990)

В 1989 году на сцене Кинешемского театра проходил Всероссийский фестиваль лучших спектаклей по пьесам А.Н. Островского, в котором приняли участие Московский Академический Малый театр, Ленинградский драматический театр имени А.С. Пушкина, театр на Красной Пресне, Татарский национальный драматический театр, Орловский академический театр - всего было представлено девять постановок пьес Островского. Кинешемский театр выступил с комедией «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (режиссёр В. Баландин, художник А. Родик).

 Творческий коллектив театра продолжал формировать репертуар в русле сложившихся традиций. Каждый сезон в театральной афише присутствуют спектакли по пьесам А.Н. Островского («Грех да беда на кого не живёт», 1990 г. - режиссёр В. А. Баландин, художник Ю.Ф. Виноградов, «Последняя жертва», 1991 г.- режиссёр Е.А. Егоров, художник Ю.Ф. Виноградов). В то же время театр стремится обращаться к современной драматургии, в первую очередь к пьесам, поднимающим сложные духовно-нравственные проблемы («Мать Иисуса» А.Володина, «Ретро» А.Галина).

Памятными для театра стали « малые гастроли» в Москве в марте 1990 года. Во дворце культуры АЗЛК кинешемский театр показал свои спектакли «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Дача Сталина», «Аленький цветочек».

Однако развернувшийся в стране процесс перестройки и постоянные реформы негативно сказались на состоянии театрального дела, как в целом по стране, так и в кинешемском театре. В связи с острыми социальными проблемами, вставшими перед населением, снизилась посещаемость. Началась частая смена административного и творческого руководства, что повлекло снижение уровня организационной и творческой работы.

Несмотря на сложности, коллектив театра искал способы выхода из этой ситуации, чаще стали приглашаться иногородние режиссеры, большее место в репертуаре стали занимать спектакли для детей. Из постановок середины 90-х годов театралам запомнились спектакли, поставленные приглашёнными режиссёрами - «Последняя женщина сеньора Хуана», 1994г. по пьесе Л. Жуховицкого (режиссёр И.Д. Рыклин) и «Ангел-душечка» по пьесе А.Н.Островского «Богатые невесты», 1995г. (режиссёр В. Иваницкий). Последний вызвал весьма полярные мнения, но многие театралы более десятилетия вспоминают оригинальное воплощение драматургии Островского на нашей сцене.

 Несколько стабилизировалась деятельность театра с приходом в 1996 году нового директора Сурковой Н.В. и в связи подготовкой 100-летнего юбилея театра. В репертуарной афише чаще стали появляться произведения серьёзной классической драматургии - « На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского, 1996г. и «Чайка» А.П. Чехова, 1997 г. (режиссёр Е. Денисов, Москва), «Васса Железнова» М. Горького, 1997г. (режиссёр Г.Карпов, Москва), « Женитьба Бальзаминова, или Праздничный сон - до обеда» (режиссёр В.Иванов) и «Горячее сердце» 1998 г. А.Н.Островского (режиссёр К.Панченко, Москва). Все перечисленные постановки продемонстрировали высокий творческий потенциал труппы. Эти тенденции проявились и в спектаклях по современным пьесам – «Ах, какая я несчастная, ах, какая я счастливая» («Пока она умирала») Н. Птушкиной, 1998 г. (реж. П. Орлов), «Ночные забавы» 1997 г. В. Мережко (реж. Е. Денисов). Последний спектакль был отмечен главным призом на фестивале театров малых городов «Надежда России» в г. Вышний Волочек в 1998 году. Успешным оказалось и обращение к пьесе малоизвестного автора Ю. Бычкова «Не смейтесь, прошу Вас…» (реж. Н. Тимофеева, Москва), 2000 г.

 В преддверии столетнего юбилея театр организовал проведение фестиваля классической драматургии, в котором приняли участие театры центра России. Театральные критики положительно оценили представленные на фестивале кинешемцами спектакли - «Чайка» и «Женитьба Бальзаминова». К 100-летию театра поставили пьесу А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (режиссёр Е.Ф.Денисов, художник О.И.Сахаров), который вошёл в золотой фонд творческих достижений театра.

Начало двухтысячных годов отмечено также сменой руководства театра. С 2001–го по 2004 год директором и художественным руководителем театра была О.И. Шеронова, режиссёром стал засл. арт. РФ В.И. Кочержинский. Ставились пьесы А.Н. Островского – «Гроза»,2001г. (реж. Г. Карпов), «Шутники», 2002г. (реж. Д. Васильев), «Воспитаница»,2003г. (реж. В.И. Кочержинский). Серьёзной творческой удачей стали постановки спектаклей пьесе Л. Леонова «Золотая карета», и по пьесе Дж. Патрика «Дорогая Памела» (оба - реж. В. Кочержинский) в 2001-м году.

В 90-е - начале 2000 годов в основном сохранился актёрский состав. К сожалению, в 90-е годы покинули театр О.Г. и Е.А. Ледовы., А. Машатков, А.Е.Бибекин, А. Яблоцкая и ряд молодых актёров. Но было и пополнение опытными мастерами – после длительного перерыва вернулась в театр Н.Ф. Акулова, работавшие в профессиональных театрах СССР Н. Данилова, Н. Гоголева, А. Мисюра, Т. Грубинка. Пришла молодёжь - А. Жульков, Р. Зареев, А. Чесноков, Н. Рыбакова и др.

Мастера Кинешемской сцены были отмечены высокими Государственными наградами - звания «Заслуженный артист Российской Федерации» удостоены Евгений Иванович Чудецкий в 1998 году, Юрий Серафимович Булдыгеров в 2001 году, Кристина Ивановна Тенякова и Олег Игнатьевич Рябцов в 2004 году.

В 2004-м года главным режиссером театра вновь стал Ю.Я. Резниченко. В последующие годы отсутствовала стабильность в организационной и творческой работе театра. Смена административного руководства, переход в 2007 -м году в статус филиала Ивановского областного драматического театра, плохое состояние материальн6ой базы, низкая температура в зрительном зале - всё это не способствовало популярности театра у кинешемского зрителя. Однако в 2010-11 годах в здании был проведен капитальный ремонт, улучшился тепловой режим, а в 2012 году театр снова обрел самостоятельность - стал Автономным государственным учреждением областного подчинения.

 Коллектив продолжал работать в сложнейших условиях и выдержал все испытания. В 2009 – 12 м годах главным режиссёром была молодой специалист Л.О. Исмайлова, в 2011 году на должность директора театра вернулась Н.В.Суркова.

Была продолжена традиция открытия театральных сезонов спектаклями по пьесам Островского (в 2009 г. - «Правда - хорошо, а счастье лучше», в 2011г. - « Волки и овцы», в 2012 г. - «Женитьба Бальзаминова», реж. Л. Исмайлова, худож. А. Киселёв) В репертуаре классика: «Вишнёвый сад» А. Чехова, реж. Л. Исмайлова, идёт поиск пьес разных жанров: историческая комедия А. Толстого «Любовь - книга золотая», 2009г. реж. Л. Исмайлова, мелодрама «Прощай, Марлен, здравствуй!» 2009 г., реж. В. Кочержинский, комедия «Шельменко – денщик» 2011 г., реж. С.Шувалов. Для зрителей молодого поколения был специально поставлен спектакль в жанре шоу с элементами поп-рок концерта по пьесе Р. Белецкого «Фанатки» (2012 г., реж. Л. Исмайлова). К 65летию Великой Победы театр ставит спектакль–концерт «В семь часов вечера на линии фронта», который был посвящен артистам военного лихолетья. Пьеса написана кинешемским автором В. Филатовой.

 Творческий коллектив даже при отсутствии из-за ремонта стационарной сцены продолжал работать над новыми спектаклями, выступать перед зрителями зачастую на малоприспособленных сценах, успешно принимал участие в театральных фестивалях.

Театр только за последние годы успешно представлял свои постановки на региональных, российских и международных фестивалях: на VII фестивале театров малых городов России в г. Вышний Волочек (2011 г.) и Международном фестивале «Славянские театральные встречи» в Брянске (2012 г.) - «Правда - хорошо, а счастье лучше»; на фестивале «Липецкая весна» в 2012 г. - «Вишнёвый сад», на VIII-м Международном фестивале женского творчества имени Марии Заньковецкой в г. Нежине (Украина), 2013 г. - «Прощай, Марлен, здравствуй!». Спектакли Кинешемского драматического театра награждены дипломами за сохранение традиций русской театральной школы. Исполнители ролей отмечены дипломами - арт. Н. Машаткова дипломом «Лучшая женская роль» за роль Мавры Тарасовны («Правда - хорошо, а счастье лучше»), засл. арт. РФ К. Тенякова - дипломом за роль Марлен в спектакле «Прощай, Марлен, здравствуй!» в номинации «За сценическую правду образа».

Коллектив остается верен традиции основоположников нашего театра в создании целевого репертуара для детского зрителя. Спектакль «Генерал Фанта-Геро» по мотивам итальянских сказок получил Гран-при регионального фестиваля спектаклей для детей «Та-ра-рам!» в г. Котласе (2013г.).

 Большим событием в театральной жизни не только города, но и области стал фестиваль русской классической драматургии имени А.Н. Островского «Горячее сердце» на сцене Кинешемского драматического театра. В нём приняли участие 11 творческих коллективов России и ближнего зарубежья - Московский Академический Малый театр и Академический театр имени В. Маяковского (Москва), академические театры из Нижнего Новгорода, Уфы, Новгорода, Калмыцкий государственный драматический театр, Русский драматический театр г. Чебоксары, Дзержинский театр драмы, Молодёжный драматический театр г. Тольятти, Русский драматический театр Литвы. В дальнейших планах театра проведение фестиваля «Горячее сердце» один раз в два года.

В 2013 году Кинешемский драматический театр отметил 115 лет своего существования. Были в его истории взлёты и падения, победы и неудачи, как и у любого театра, но неиссякаемая вера в силу искусства, в своего кинешемского зрителя и сохраненные традиции театра, заложенных его основателями, дают надежды на достижение новых творческих высот.

 В музее истории Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского в апреле 2013 года открыта уникальная постоянная экспозиция (экспозиционер – Щукина В.А., художник – дизайнер - И.А. Беляев), на которой представлено свыше 400 экспонатов, раскрывающих 115-летнюю историю театра.

На ней можно ознакомиться с редкими печатными и рукописными документами, фотоматериалами, произведениями изобразительного искусства и предметами театрального искусства с 1897 по 2013 год.

Только в нашем музее посетитель имеет возможность увидеть подлинник графического портрета А.Н. Островского работы известного русского художника Аркадия Рылова. Портрет был подарен Кинешемскому театру вдовой драматурга М.В. Островской 20 сентября 1898 года на открытии 2-го театрального сезона.

Посетители музея могут ознакомиться с эскизами декораций и костюмов к театральным постановкам, с редкими изданиями конца 19 века – начала 20 века о творчестве А.Н. Островского. Здесь представлены эксклюзивные костюмы - театральный женский костюм конца 19 века, исторический театральный костюм времён Островского из костюмерной Императорского Московского малого театра для исполнителя роли Ивана Грозного в пьесе «Василиса Мелентьева», женские костюмы последней четверти 20 века и начала 21 века.

Экспозиция музея вводит посетителя в закулисный мир театра - для Вас представлен фрагмент артистической грим уборной заслуженной артистки РСФСР Екатерины Михайловны Хомовской в старом здании драмтеатра.

Посещение музея для зрителей спектакля бесплатное. По предварительным заявкам организуются платные экскурсии в удобное для посетителей время.

Справки и заявки на экскурсии по телефону 8 961 243 79 99.