Пресса
Версия для слабовидящих

Кинешемский театр приоткрыл тайны новой «Снегурочки»
 Взгляд режиссера с одной из последних репетиций


В Кинешемском драматическом театре проходят заключительные репетиции одной из самых громких премьер сезона — спектакля по пьесе-сказке А.Н.Островского «Снегурочка».
 Руководит постановкой известный московский режиссер, заслуженный артист РФ, обладатель престижнейшей театральной премии «Золотая маска» Александр Огарев. До премьеры, которая пройдет через несколько дней в Костроме остаются считанные дни. Накануне знаменательного события Кинешемец.RU побеседовал с режиссером. 

— Александр, расскажите немного о себе? Вы достаточно известны в театральных кругах, но все же кинешемцы о вас знают не многое.
 — Окончил театральное отделение Института искусств в Воронеже. Некоторое время работал актером в театрах Гродно, Краснодара, Тольятти. В 1988 году поступил в ГИТИС на режиссёрский факультет на курс Анатолия Васильева. В 1992 году, после окончания учёбы начал работать в театре «Школа драматического искусства»  — с 1997 года режиссёром-постановщиком. Был главным режиссером в Краснодарском академическом театре драмы имени Горького и томского областного театра драмы. Ставил спектакли в МХТ им. Чехова, Современнике, театре им. Пушкина, театре им. Маяковского и других, а также в Хорватии. В 2011 году за спектакль «Гвидон» в номинации «Эксперимент» получил национальную премию «Золотая маска».
  — Долго раздумывали над приглашением провинциального театра из Кинешмы?
 — Знаете, нет. Я много езжу по провинции и ставлю спектакли. Назову Красноярск, Томск, Омск, Белгород, Краснодар, Барнаул, Воронеж. Кинешма — самый маленький из всех, но это не значит, что она чем-то хуже других.

— И как вам наш город? Что-то успели посмотреть?
  — Немногое. Мне заведующий литературной частью театра Александр Воронов организовал маленькую экскурсию — мы прошлись по местам, где, как  говорят, жила прототип Кабанихи из «Грозы» — местная купчиха Баранова. А еще я посетил музей валенок, посмотрел ваши церкви. Съездил на речку Мера — там очень красивые места. Вообще, отмечу, город у вас самобытный, со своим духом, атмосферой. Особенно летом он производит впечатление. Приехав впервые, я поражался его красоте и Волге, живущим здесь людям. Мне даже удалось побывать на местной свадьбе. Все больше узнавая город, у меня менялось к нему отношение. Сначала он казался мне таким тихим, увядающим, но на самом деле жизнь тут бурлит!
 — До приезда в Кинешму что-то слышали о нашем театре?
 — Что есть такой театр, я знал. Но ничего не видел из постановок.
 -  Как вам работается с нашими актерами?
 — Они мне нравятся. Я это и раньше говорил и мое мнение не поменялось. Как и везде по России они живут небогато, но, сохраняют преданность профессии, и полностью отдаются работе. Еще бы отметил, что они хорошо поют и двигаются на сцене. Это к молодым, прежде всего, относится. Общее впечатление от труппы очень хорошее.
 — Не было желания кем-то усилиться, пригласить кого-то со стороны, как, например, было на открытии нового театрального сезона с Борисом Клюевым?
 — Нет, а зачем? У вас хорошая труппа — им и играть. С приезжими актерами случаются проблемы, под них надо подстраиваться, это значительно усложняет жизнь спектаклю.
    — «Снегурочка» Островского — это сказка, ее образ исходит из языческой культуры славян. Но события пьесы, в вашей интерпретации, перенесены в недалекое нам прошлое — советское время, 60-е годы. Кто-то подобное уже ставил или это ваша авторская задумка?
 — Это придумали мы с художником спектакля Асей Скорик. Я не слышал, чтобы кто-то делал также. Вот, режиссер Дмитрий Черняков недавно ставил оперу «Снегурочка» в Париже. Там действие перенесено на турбазу, если я не ошибаюсь. Но это другое. Произведение посвящено любви и не имеет значения на каком фоне и в каких декорациях все происходит. Суть останется неизменной. Просто советские времена, как мне кажется, соответствует теплоте происходящего. Нам захотелось поместить героев в привычную обстановку, где они живые и узнаваемы, а не вышли из какого-то неизвестного нам времени, в котором никто из нас не жил. Это не новый прием, его везде используют. Труднее найти постановку пьесы, которая бы стремилась к историческому соответствию. Так сейчас не делают. Наверное, только в Малом театре. Но его и называют «театром-музеем». Но гнаться за музейной точностью дело безнадежное. Дотошный зритель все равно найдет несоответствие времени происходящим событиям.
  -  Понятно, что раскрывать секреты спектакля вы не будете, но сюрпризы ждать стоит?
  — Смотря, что вы подразумеваете под словом «сюрприз»? Основной упор направлен на актеров, которых знают и любят в вашем городе, на яркие и запоминающиеся образы, которые они создадут на сцене. Поэтому каких-то фокусов, спецэффектов, полетов и прочего ждать не следует. А вот появление артистов на роликовых коньках — вполне...
   — Почему премьера спектакля пройдет 22 октября в Костроме? А кинешемцы увидят ее только 3 и 4 ноября.
 — Со стратегической точки зрения — это грамотный ход руководства театра. Главный зритель все же местный, и поскольку выдалась возможность получить предпремьерный опыт в другом городе, директор им воспользовалась. Значит, она более ответственно подходит к своему зрителю. 

   — Кстати, побывали в Щелыково, где находится знаменитый ключик «Сердце Снегурочки»? Согласно легенде здесь и растаяла героиня сказки.
  — Очень сожалею, что так и не успел туда съездить, хотя собирался еще летом. И теперь тоже не получается. Сейчас большая загруженность, репетиции.
 — Много ли осталось работы над спектаклем?
 — Я бы сказал осталось много мелочей, которые требуют доработки. Как в любом механизме, значение имеет любой самый маленький винтик. Выйди он из строя и вся конструкция даст сбой. Так и при подготовке спектакля. Какие-то цеха делают свою работу по графику, кто-то немного отстает. Но не критически.
 — Волнение есть?
  — Я поставил около 70 спектаклей. Со временем чувство мандража проходит. Конечно, есть переживания, чтобы все прошло, как задумано и всем понравилось. Но сказать, что сильно волнуюсь, не могу!
 — Удачной вам премьеры!
 — Спасибо!

Василий Мальцев, интернет-портал «Кинешемец RU», 17 октября 2017 г.